Парадокс выбора. Все плохо

Американский психолог Барри Шварц критикует главный принцип западного общества: свободу выбора. С его точки зрения, возможность выбора не освобождает, а, наоборот, парализует нас.
ппп.jpeg
Сегодня можно найти десятки заправок для салатов, сотни пар джинсов разных оттенков и фасонов, тысячи ноутбуков – выбор за Вами. Интересно, что бы мы делали, если бы все товары были безликими, без добрых историй и ярких рекламных кампаний? Собственно, это к вопросу о том, зачем существуют бренды.

Но есть более глобальные вопросы, и начнем, пожалуй, с них. Мы не наследуем личность, мы её изобретаем. И мы можем менять себя так часто, как только захотим. Это значит, что каждый день, проснувшись с утра, Вы должны решить, кем же Вы хотите быть. Даже вопрос нашей личной идентичности стал вопросом выбора. Быть мужчиной или быть женщиной – Вам решать.

Что касается замужества и семьи, было время, когда считалось само собой разумеющимся, что практически каждый вступал в брак так скоро, как только мог, а потом заводил детей так скоро, как мог. Единственный настоящий выбор был с кем, а не когда и не что делать после этого. Сегодня мы вольны в своем выборе. Впрочем, у многих даже не было выбора, с кем вступать в брак.

• Наличие широкого выбора вызывает два негативных эффекта:
1. Он, скорее, парализует, чем освобождает. Имея множество вариантов, людям оказывается трудно сделать вообще какой бы то ни было выбор. Многие готовы сколько угодно переносить задачу на «завтра», лишь бы не мучиться с выбором.

2. Даже если нам удается преодолеть паралич и сделать выбор, мы в результате оказываемся менее удовлетворены результатами сделанного нами выбора, чем если бы мы имели меньше вариантов для него.

• Этому есть как минимум две причины:
1. С таким огромным ассортиментом приправ для салата, если Вы купите одну, и она окажется не идеальной, очень легко представить, что Вы могли бы сделать другой выбор, который был бы лучше. Получается, что воображаемая альтернатива заставляет Вас сожалеть о решении, которое Вы приняли, и это сожаление уменьшает удовлетворение, которое Вы испытываете от своего выбора, даже если это был хороший выбор. Чем больше у Вас вариантов, тем легче сожалеть о чем угодно, что Вас не устраивает в том выборе, который Вы сделали.

2. То, что экономисты называют стоимостью упущенных возможностей. Еще Дэн Гилберт говорил: «То, насколько мы ценим вещи, зависит от того, с чем мы их сравниваем». Таким образом, когда альтернативных вариантов для оценки много, очень легко представить себе привлекательные стороны отвергнутых альтернатив, и это делает нас менее удовлетворенными тем вариантом, на котором мы остановили свой выбор. Стоимость упущенных возможностей уменьшает удовлетворение, получаемое от сделанного выбора, даже если он и необычайно хорош. И чем больше вариантов мы рассматриваем, тем больше привлекательных сторон этих вариантов мы включаем в стоимость упущенных возможностей.


Боюсь, никак. Только точно определять, что тебе нужно, чтобы не было сомнений. Конечно, это не касается мелких бытовых вопросов, но вот по жизни правильнее так
"Наличие широкого выбора вызывает два негативных эффекта:
1. Он, скорее, парализует, чем освобождает."

Да, чистая правда. Нужно изучать такие когнитивные диссонансы.
Да, согласна. Просто общество потребления и весь этот массмаркетинг путают человека, и он редко способен отличить свои собственные желания от навязанного. Потому так много сомнений
Прочитала и напряглась :)))
Уфф, как же хорошо, что я обычно не мучаюсь выбором (точно знаю, что мне надо) и стараюсь не сожалеть, постоянно напоминая себе, что это только мой выбор, а значит он хорош при любом раскладе )))
Как же нюансы ? Стиль , модель , ткань , цвет , фурнитура ? Автор всё подвёл под зелёную и красную пилюли . Плоский мир .
Извините, ЖЖ запретило мне добавлять друзей.
Нужно писать в службу поддержки, чтобы расширили Вам количество друзей)
Все так и есть. При выборе всегда будет "а что, если бы..."