История путешественника: Послушать песни сибирских староверов

Хелен Холтер 5 мая 2015
Оглядываясь назад, многие путешественники, проезжающие по Транссибирской магистрали и просто путешествующие по Сибири, говорят, что песни сибирских староверов – один из самых запоминающихся моментов их путешествия.
Вера
Многовековая хоровая и народная полифоническая музыка звучит в деревнях и хуторах староверов, потомков православных христиан XVII века, которые взбунтовались против реформ патриарха Никона, касавшихся доктрин и церковных служб. Отлученные от церкви, казненные или высланные за приверженность своим религиозным убеждениям, некоторые из них были отправлены на дальний берег озера Байкал в Сибири, где они стали сообществом общины староверов Забайкалья. Изоляция позволила им сохранить свой язык, одежду, ремесла, архитектуру, религиозные верования – и пение.
Сегодня сибирских староверов насчитывается больше 200 тысяч. В деревнях вокруг Улан-Удэ полифоническое пение, культура и образ жизни забайкальских общин были включены в список Нематериального Культурного Наследия ЮНЕСКО, для защиты и сохранения.



Пение
Чтобы лучше понять и оценить староверов, нужно послушать их чарующее пение, как поступила я во время совместного ужина и концерта в Тарбагатае. На простой сцене выступила Галина Чебунина – ведущая исполнительница, одетая в разукрашенный головной убор (кичку), разноцветный передник (запон) и тяжелое янтарное ожерелье, вместе с другими староверами. Я записала их выступление на камеру. Я не могла не заметить маленькую девочку, самого юного представителя староверов:

У староверов есть чувство юмора, особенно, когда они делятся своими свадебными традициями с гостями. В этой песне Галина выбрала женщину из нашей группы, чтобы разыграть сцену с молодой невестой, готовящейся к свадьбе, в то время как старшие женщины поют ей, побуждая ее оплакивать окончание беззаботной свободной жизни и начало новой жизни в роли жены и матери. В теории, это серьезная песня, но видно, что все хорошо посмеялись.


Встреча
Их пение помогает нам понять жизнь и религиозные трудности староверов. Войти в их деревню Тарбагатай – словно войти в XVII век, правда, с современными столбами электропередач. Опрятные, ярко раскрашенные дома с деревянной резьбой; местные женщины специально одеты в яркие длинные платья и украшения, с головными уборами, указывающими на их семейное положение; органические сады, в которых полным полно овощей и цветов; массивные кучи дров, отдельно стоящие сауны (бани) и просто дворовые постройки.
Хотя почти все староверы работают на основных работах, водят машины и пользуются компьютерами, их тесно связанные сообщества являются напоминанием и укреплением их культурной идентичности.



Еда
Сибирская трапеза должна быть радушной и существенной, это главный элемент для выживания суровыми зимами. Но даже посреди летней жары наши любезные староверы подали нам сытный обед: овощной салат из домашних свежих овощей, украшенный ягодами капустный суп (щи), тушеное мясо с овощами, курица с рисом, булочки с начинкой (пирожки), пирог с фруктами, чай с ягодным вареньем и много водки (наша водка была покупная, но иногда подается самогон – домашняя водка).



Сохранение
Прошлое староверов сохраняется в музее Тарбагатая, которым руководит сын деревенского священника. В музее можно увидеть старые библии, самовары, вышивку, сельскохозяйственные инструменты, традиционную одежду, иконы, даже гроб – обычно его делает тот, кто однажды и будет в нем похоронен.



Сохраняя свое прошлое, когда-то изолированные староверы стараются сделать так, чтобы посетители сегодня и в будущем помнили о религиозных преследованиях их предков, уважали их традиции и ценили их наследие. Именно для этого они делятся своей культурой, едой и песнями с миром.